программа по бурятскому языку

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО::

на заседании педагогического совета
МБДОУ «Ласточка»
Протокол №1 от 25.09.2021 г.

Заведующий МБДОУ «Ласточка»
______________ Ж.Ц.Тышкенова
Приказ №44/1 от 25.09.2021г.

Программа по бурятскому языку
«Амар мэндэ-э!»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Педагогами, психологами и методистами дошкольного обучения настойчиво
подчеркивается, что у ребенка с 4-х лет наблюдается сензитивный возраст,
наиболее гибко восприимчивый к усвоению информации об окружающем
мире. Именно дошкольный возраст рекомендуется для различного рода
занятий, непросто служащих подготовке ребенка к школе, но и
формированию речевого аппарата, воспитанию навыков по самоуходу и
выявлению его индивидуальных творческих способностей. Детям очень
нравится разучивать различные песни, стихи, загадки, считалки и другие
формы детского, музыкального и устного фольклора. Именно в этот период
через игры, песни, сценки у детей зарождается положительный мотив,
интерес к изучению языка.
Данная рабочая программа по бурятскому языку для детских садов
составлена на основе:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» № 273-Ф от
29.12.2012;
2. Примерной образовательной программы дошкольного образования
Детство / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе и др. – СПб.: ООО
«Издательство «Детство – Пресс», 2014.
Программа направлена на воспитание интереса к овладению бурятским
языком, формирование гармонично развитой личности, развитие
психических процессов, познавательных и языковых способностей;
способствует развитию активной и пассивной речи; помогает освоить детям
элементарные навыки устной речи и умение вести несложную беседу на
бурятском языке в рамках пройденной темы. Программа обеспечивает
развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей
у детей , необходимых для дальнейшей самореализации и формирования
личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой
барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных
стандартов и соответствует возрастным особенностям дошкольника.

ВВЕДЕНИЕ
Данная программа разработана согласно по учебно-методическому
комплексу для детей старшего дошкольного возраста «Амар мэндэ-э!»
которое является первой ступенью системы обучения бурятскому языку.
УМК «Амар мэндэ-э!» состоит из учебника, книги для учителей и родителей,
рабочей тетради и аудиоприложения.
Что касается содержания занятий программы, то они включают в себя
фонетические зарядки перед уроком для разработки речевого аппарата,
изучение таких тем, как: «Я человек», «Моя семья», «Дикие и домашние
животные», «Мой город», «Моя Республика», «Обычаи и традиции
бурятского народа», «Счет», «Цвета», наиболее близких для восприятия
ребенка дошкольного возраста, через 7 блоков, каждая из которых
представляет собой одну авторскую сказку по сюжету известных детям
произведений. Каждый блок включает серию уроков, объединенных одной
сюжетной линией: В общей сложности за время обучения предполагается 70
занятий. Продолжительность занятий составляет 20-30 минут, данный
регламент обусловлен психологическими характеристиками возраста
дошкольника. Частота занятий по бурятскому языку в общей сетке занятий
составляет 2 раза в неделю.
Целевой установкой педагогов по уровню усвоения бурятского языка детьми
при выпуске из детского сада является владение бурятским на уровне
понимания, понятий окружающего мира: «Кто Я», «Моя семья», «Мой
город», «Животные», «Мой любимый детский сад», «Счет», «Цвета». В
процессе комуникативно направленного процесса обучения ребенок должен
научиться:
понимать и порождать высказывания в соответствии с конкретной
ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями.
осуществлять свое речевое неречевое поведение в соответствии с
правилами общения и национально-культурными особенностями бурят.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. Этот
метод способствует формированию у детей интереса к изучению,
воспитывает потребность в познании, желание учиться новому, к ним
относятся:
•
Различные виды игры.
•
Проблемные ситуации
•
Поощрение .
Методы организации и осуществления познавательной деятельности.

Этот метод организует сам процесс познавательной деятельности, к ним
относятся:
•
Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа.
•
Наглядные методы: наблюдение, рассматривание, демонстрация
наглядного материала.
•
Практические методы: упражнения, этюды, драматизация.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
1.
Принцип коммуникативности.
Его основная функция состоит в создании условий коммуникации мотивов,
целей и задач общения.
2.
Принцип доступности и системности.
Весь программный материал направлен на определенный возраст и доступен
для их понимания. Работа проводится систематически в течение года. Этот
принцип включает для дошкольников такие знания, формирование которых
осуществляется с учетом особенностей их познавательной деятельности.
3.
Принцип наглядности:
Использование этого принципа связано с возрастными особенностями детей
дошкольного возраста. Наглядность повышает интерес детей к знаниям,
делает условия материала более легким.
4.
Принцип преемственности:
Это взаимосвязь ребенка в условиях детского сада и семьи. Родители могут
закреплять материал на дому.
5.
Принцип учета первого языка обучающегося
6. Принцип диалога культур

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование коммуникативной компетенции на элементарном уровне.
ЗАДАЧИ:
Формирование у детей положительного отношения и интереса к
бурятскому языку, культуре: бурятского народа;
Воспитание потребности в использовании бурятского языка для
решения задач общения, для осуществления конкретных дел, актуальных для
детей этого возраста;
Развитие у детей интеллектуальных, познавательных способностей:
мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения;
Расширение общеобразовательного кругозора детей.
СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
В начале каждого блока дана вводная часть - пролог. Она введена с целью
ознакомления с материалом блока.

Общая структура занятий однотипная и отражает концепцию обучения по
учебно-методическому комплексу «Амар мэндэ-э!»
I этап: Задание 1. Шагнагты. На этом этапе осуществляется
презентация материала, иллюстрации речевого образца. Задания данные до и
после прослушивания аудиоприложения, направлены не только на
аудирование, но и на говорение.
II этап. Задание 2. Дабтагты
На этом этапе осуществляется тренировка на базе визуальной и звуковой
опоры под непосредственным контролем
педагога. Педагог может использовать разные приемы тренировки материала.

Технологическая карта программы
Темэ: Гэрхэн

№ Тема
1 Учебное:
занятие 1

2

3

4

5

Внеучебное
занятие
Учебное:
занятие 2
Внеучебное
занятие
Учебное:
занятие 3
Внеучебное
занятие
Учебное:
занятие 4
Внеучебное
занятие
Учебное:
занятие 5
Внеучебное

Интеграция тем: Я - человек; Моя семья; Мой город; Дикие животные; Счет;
Лексика
Речевая модель
Цели и задачи
Би, болохо,
Сайн байна!Та хэмта?
Формирование лексических и речевых
орогты, hуугты, баха,
Би бахаб. Танайда орожо
навыков, умения рас сказать о себе .
хулгана, унэгэн
болохо гу? Ьайн даа.
Умения задавать вопрос, поздороваться,
представиться, умения вести диалог при
встрече гостей.
Решение коммуникативной ситуации
«Хоорэлдэе»
Лексика предыдущего Амар сайн! Та хэмта? Би
Развитие лексических и речевых навыков,
занятия + hайн даа,
шандаганби.
умения задавать вопрос, поздороваться,
шандаган, унэгэн,
Сай уугты.
представиться, умения вести этикетный диалог
шоно, баабгай, хоёр
при встрече гостей
Лексика предыдущих
занятий + болохо, гэр,
гурба

Лексика предыдущих
занятий + хул, Ьуул,
шэхэн, эбэр, дурбэ

Лексика предыдущих
занятий + баабгай,
таба

Сайн байна1 Та хэмта?
Би унэгэнби.
Танайда орожо болохо гу?
Байн даа, энэ минии гэр.
Амар сайн! Та хэмта? Би
шоноб.
Сай уугты.
Зай, зай.
Сайн байна! Та хэмта?
Би баабгайб.
Танайда орожо болохо гу?

Развитие лексических и речевых навыков,
умения задавать вопрос, поздороваться,
представиться, умения вести этикетный диалог
при встрече гостей
Отработка умения вести этикетный диалог при
встрече гостей
Развитие лексических и речевых навыков,
умения задавать вопрос, поздороваться,
представиться, умения вести этикетный диалог
при встрече гостей
Закрепление лексических и речевых навыков
Закрепление знаний о диких животных.
Развитие лексических и речевых навыков,
умения задавать вопрос, поздороваться,

Средство
Рисунки, куклы звери

Рабочая тетрадь с. 5
Рисунки, куклы звери

Рисунки, куклы звери.
Раб тетрадь стр3
Игра «Хулгана, шандаган, унэгэн»
Рабочая тетрадь с. 6

Подвижная игра «Запомни свое
место»
Рабочая тетрадь с. 4 куклы - звери

занятие

Байн даа, энэ минии гэр.

6

Учебное:
занятие 6
«Новый дом
для зверей»

Вся лексика

Все модели

7

Рисование и
лепка

Лексика предыдущих
занятий + ургэн,
нариихан

Все модели

8

Рисование и
лепка

Лексика предыдущих
занятий +ягаан, хурин,
нэгоон

Все модели

9

Учебное
занятие 6

Bся лексика

Все модели

представиться, умения вести этикетный диалог
при встрече гостей
Отработка умения вести этикетный диалог при
встрече гостей
Закрепление знаний о диких животных.
Развитие лексических и речевых навыков,
умения задавать вопрос,
поздороваться, представиться, умения вести
этикетный диалог при встрече гостей
Закрепление знаний о диких животных.
Развитие лексических и речевых навыков,
умения задавать вопрос, поздороваться,
представиться, умения вести этикетный диалог
при встрече гостей
Закрепление знаний о диких животных.
Развитие лексических и речевых навыков,
умения задавать вопрос, поздороваться,
представиться, умения вести этикетный диалог
при встрече гостей
Повторение пройденного материала.
Совершенствование лексических навыков,
умения говорения. Закрепление счета,
закрепление песни, составление диалога,
закрепление названий животных.

Игра «Сайн байна»

Рабочая тетрадь стр. 5

Рабочая тетрадь стр. 8

Рабочая тетрадь стр. 9

Рабочая тетрадь стр.14

III этап. Задание 3. Хэлэгты или наадагты. После этапа тренировки следует этап воспроизведения. Дети должны
по возможности сами воспроизвести речевой материал. Для этого педагог стимулирует высказывания детей.
Кроме этого предлагаются задания, которые дети могут выполнять во внеурочное время: дома, вместе с родителями или
в свободное время в детском саду. Это обеспечивает непрерывность процесса обучения и создание среды обучения и
воспитания на бурятском языке.
В конце каждого блока предусмотрен урок повторения пройденного материала. Этот урок нацелен исключительно на
рече-творчество. В рамках этого урока дети должны сами составить и воспроизвести либо монологическое, либо

диалогическое высказывание (в зависимости от заданной ситуации и темы) детском саду. Это обеспечивает
непрерывность процесса обучения и создание среды обучения и воспитания на бурятском языке.

Технологическая карта программы
Темэ: Минии эбтэй булэ

Интеграция тем Я - человек; Мой город; Моя республика; Счет;
Речевая модель
Цели и задачи
Средства
Энэ минии аба. Энэ Формирование лексических и речевых
биб.
навыков, умения рассказать о себе и
своих родственниках.
Картинки с изображением людей
Внеучебное
Запуск
проекта
«Моя
семья»:
занятие
составление коллажа иг: фото
Проект «Моя семья»
2 Учебное занятие Нэгэн, хоёр, гурба, Эжы, сугтаа тоолое! Формирование лексических и речевых Картинки с изображением людей и диких зверей Игра
2
дурбэ, таба
Тоолоё.
навыков,
умения
предложить «Кто сосчитает?»
совершить совместное действие, вести
Внеучебное
счет до пяти.
занятие
3
Учебное
Булэ, хун, ехэ
Минин аба - нэгэн и Совершенствование
лексических Проект
занятиет.д. Минин булэ ехэ. навыков,
формирование
речевых «Моя семья»: коллаж
презентация
навыков, умения считать до пяти,
«Минин булэ»
рассказывать о своей семье.
4
Учебное
Барбаадай, Батан
Формирование лексических навыков. Фонозапись Куклы – пальцы
занятие 4
Игра «Табан хурган»
туулай, Тоохон
Барбаадай,
Батан Разучивание песни «Табан хурган»
тобшо, Толи байса, туулай,
Тоохон Разыгрывание ситуации по моделям:
Внеучебное Бишыхан
тобшо, Толи байса, Минин аба - нэгэн и т.д. Минин булэ
шэгшуудэй.
Бишыхан шэгшуудэй ехэ.
№
Тема
Лексика
1 Учебное занятие Минин аба, эжы,
1
ахай, абгай

занятие

Табан хурган

5

Вся лексика

Минин булэ - табан
хурган. Минин булэ
эбтэй.
Все модели

Учебное
занятие 5

Рабочая тетрадъ, с. 20
Формирование лексических навыков.
Повторение песни «Табан хурган»
Игра «Энэ минии булэ»

6

Внеучебное

7

занятие
Внеучебное

Вся лексика

Все модели

занятие
Внеучебное

Рабочая тетрадь с. 16 Карточки
Организация сюжетно-ролевой игры Карточки
«Семья»

Вся лексика

Все модели

Речь с движениями

Вся лексика

Все модели

Совершенствование лексических
грамматических навыков,

8

занятие

9
Повторение
пройденного
материала

и

№
Тема
1 Учебное
занятие 1

2

Учебное
занятие 2

3

Учебное
занятие 3

4

Учебное
занятие 4

5

Учебное
занятие 5

6

Внеучебное
занятие.
Пять
драгоценностей
Комплексное

7

Темэ «Репкэ»
Интеграция тем: Я - человек; Моя семья; Мой город; Домашние животные; Счет;
Лексика
Речевая модель
Цели и задачи
Ямаадай, нэгэн, хоёр,
Yy, ямар томо репкэ
Формирование лексических и речевых
гурбан
гээшэб?
навыков, развитие умения выразить
Татанаб, татанаб!
восклицание, удивление, вести счет при
выполнении действий.
Маадай
Маадай, намда туhалыш!
Формирование лексических и речевых
Татая!
навыков, формирование умения позвать на
помощь, призвать к совместному действию,
выразить согласие.
Моодэй
Моодэй, ерыш наашаа!
Формирование и совершенствование
Маанадтаа туhалыш
лексических и речевых навыков,
формирование умения позвать на помощь,
призвать к совместному действию, выразить
согласие.
Жороодой
Жороодой, ерыш наашаа!
Формирование и совершенствование
Маанадтаа туhалыш
лексических и речевых навыков,
формирование умения позвать на помощь,
призвать к совместному действию, выразить
согласие.
Тэмээдэй
Ура! Гараа! ГансаарааФормирование и совершенствование
ядааб, хамтаараа
лексических и речевых навыков,
шадаабди!
формирование умения позвать на помощь,
призвать к совместному действию, выразить
согласие.
Отработка умения призвать к совместному
действию, выразить согласие.
Формирование знаний о пяти видах животных
в традиционной культуре бурят
Вся лексика
Все речевые модели
Совершенствование лексических и речевых

Средство
Рабочая тетрадь с.27

Рабочая тетрадь с.26

Рабочая тетрадь с. 38
Рабочая тетрадь с.32
Рабочая тетрадь с.33

8

9

занятие
«Помоги
хозяйке
собрать
животных»
Помоги мамамживотным
найти
детенышей
Занятие повторение

навыков, формирование умения позвать на
помощь, призвать к совместному действию,
выразить согласие.
Вся лексика

Все речевые модели

Вся лексика

Все речевые модели

Совершенствование лексических и речевых
навыков, формирование умения позвать на
помощь, призвать к совместному действию,
выразить согласие.
Повторение пройденного материала.
Совершенствование лексических навыков,
умения говорения.

Рабочая тетрадь с.34
Игра

Темэ: Гурбан поршоонхо

№
Тема
1 Учебное
занятие 1
2

Учебное
занятие 2

3

Учебное
занятие 3-1

4

Учебное
занятие 3-2
Внеучебное
занятие
Учебное
занятие 4

5

Интеграция тем: Я - человек; Моя семья; Мой город; Домашние животные; Счет;
Лексика
Речевая модель
Цели и задачи
Томо, жаахан,
Би НУФ гэжэ нэрэтэйб
Формирование лексических и речевых
навыков, умения представиться, описать
предмет.
ундэр, набтар,
Минии гэр томо.
Формирование лексических и речевых
згээ Байн.
навыков, умения представиться, описать
предмет.
Модон, шулуун, hэеы
Би модон гэртэйб.
Формирование лексических и речевых
навыков, умения представиться, описать
предмет.
Сагаан, улаан, ногоон, Сагаан гэр гое.
Формирование лексических и речевых
хухэ, хара, шара.
навыков, умения представиться, описать
предмет. Развитие умения описать предмет.
Минин, шинии,
тэрэнэй, тэдэнэй,
манай, танай.

Энэ минии гэр.

Развитие лексических и речевых навыков,
умения представиться, описать предмет.
Формировать умения указать на

Средство
Рабочая тетрадь с.39
Рабочая тетрадь с.41

Рабочая тетрадь с.45
Раскраска
Рабочая тетрадь с.42
Игра
«Гэртээ ороо»

6
7
8
9

Учебное
занятие 5
Внеучебное
занятие
Внеучебное
занятие
Занятие
повторение

Вся пройденная
лексика
Вся пройденная
лексика
Вся пройденная
лексика
Вся пройденная
лексика

Ямар гэр гоёб?
Сагаан гэр гоё
Все модели

принадлежность предмета определенному
лицу.
Совершенствование лексических и речевых
навыков, умения высказать свое мнение.
Развитие умения описать предмет

Рабочая тетрадь с. 44
Игра «Угадай-ка»
Лепка

Все модели

Развитие умения описать предмет

Конструирование

Все модели

Повторение пройденного материала.
Совершенствование лексических навыков,
грамматических навыков

Рабочая тетрадь с. 41

Темэ: Сагаалган.
Интеграция тем: Я - человек; Моя семья; Мой город; Домашние животные; Счет;
№
Тема
Лексика
Речевая модель
Цели и задачи
1 Комплексное
Вся изученная лексика Все модели
Совершенствование лексических и речевых
занятие
навыков, умения задавать вопрос,
Сагаалган:
поздороваться, представиться, умения вести
Развитие
этикетный диалог при встрече гостей
бурятской речи,
Совершенствование речевых навыков, умения
Музыка,
считать до пяти, рассказывать о своей семье.
Ритмика,
Совершенствование лексических и речевых
Художественная
навыков, формирование умения позвать на
деятельность,
помощь, призвать к совместному действию,
Физическая
выразить согласие.
культура
Совершенствование лексических и речевых
навыков, умения представиться, описать
предмет

Средство
Игра: «Встреча
гостей»;
Конструирование
бурятской шапки;
Разучивание песни;
Ёохор;
Стрельба из лука;
Лепка «Буузы»

2

Познавательное
занятие
Новый год по
лунному
календарю
«Сагаалган»

3

Знакомство детей с традиционной культурой
бурят.
Приобщить детей к истокам бурятской
национальной культуры.
Знакомство детей с аутентичной
информацией, отражающей особенности быта
и семейных традиций в семьях бурят.
Утренник
в старших и подготовительных группах

Презентация

Темэ «hалан hама»

№
Тема
1 Учебное
занятие 1

2

Учебное
занятие 2

3

Учебное
занятие 3

Интеграция тем: Я - человек; Моя С емья; Мой город; Счет; Цвета; Одежда
Лексика
Речевая модель
Цели и задачи
Названия одежды:
Формирование лексических навыков
малгай, бээлэй, дэгэл,
самса, гутал, умдэн,
оймhон, Юбкэ
Хубсаhан
Ьама, хубсала даа.
Формирование умения выражать согласие,
Зай, хубсаЬамни хааиаб?
задавать вопрос, говорить поговорку
Бэдэрэ, бэдэрэ, бэдэрхысэ
бэдэрэ.
малгай, бээлэй, дэгэл, Мэдэнэгуйб. Самсамни
Формирование умения задавать вопрос,
самса, гутал, умдэн,
хаанаб?
выражать восклипание и сообщать

Средство

Рабочая тетрадь с. 67
Игра «Энэ хэн бэ?»

оймhон,, юбкэ
4

Учебное
занятие 4

малгай, бээлэй, дэгэл,
самса, гутал, умдэн,
оймhон,, юбкэ

5

Учебное
занятие 5

малгай, бээлэй, дэгэл,
самса, гутал, умдэн,
оймhон,, юбкэ

6

Учебное
занятие 6

малгай, бээлэй, дэгэл,
самса, гутал, умдэн,
оймhон,, юбкэ

7

Внеучебное
занятие

8

Внеучебное
занятие

9

Повторение
пройденного
материала

№
Тема
1 Учебное
занятие 1

О-о! олооб! Самсамни энэ
байна
Ьама, гуталаа умдыш!
Тургоер! Тургэлыш,
тургэлыш! Тургоер
хубсалыш.
Зай, зай! Гуталаа умдооб!
Малгайгаа умдооб! Би
хубсалааб

информацию.
Совершенствование умения говорить
Формирование умения выражать приказание,
послушание, комментировать свои действия и
сообщать информацию.

Дэгэлээ тайлааб! Бэрхэш
даа!

Формирование умения сообщать информацию
и выражать похвалу.

Формирование умения сообщать информацию.

Вся речевая модель

Повторение пройденного материала.
Совершенствование лексических навыков,
умения говорения.
Тургэлыш, тургэлыш! Зай, Повторение пройденного материала.
зай! Тургоер, тургоер!»
Совершенствование лексических навыков,
«Зай малгайгаа умдооб! Би умения говорения.
самсаа умдооб!
Би хубсалааб»
Би сэсэрлигтээ бэрхээр
Повторение пройденного материала.
байгааб. Би хубсалааб,
Совершенствование лексических навыков,
хубсаhaяа тайлааб,
умения говорения.
байрадань табяаб.
Темэ: Балма баабгай хоер
Интеграция тем: Я - человек; Моя С емья; Мой город; Счет; Цвета; Одежда
Лексика
Речевая модель
Цели и задачи
Дуулаха. наадаха,
Баабгай наадая! Угы
Формирование лексических и речевых
зураха, эдеэлхэ.
дурамни угуй!
навыков, умения пригласить собеседника к
совместному действию, выразить согласие или

Рабочая тетрадь с.64
Игра «Кто быстрее
оденет друга,
Подругу»

Рабочая тетрад ь с.51
Игра «Одень детей по
погоде»
Рабочая тетрадь с. 64
Игра «Кто быстрее
оденет
друга/подругу»

Средство
Рабочая тетрадь с. 65
(67)
Игра «Энэ хэн бэ?»

2

Учебное
занятие 2

3

Учебное
занятие 3

4

Учебное
занятие 4
Учебное
занятие 5

5

6

Учебное
занятие 6

7

Занятие
повторение

отказ от предложения собеседника.
Эдихэ, дуратай,
Балма дуулаха дуратай.
Развитие лексических и речевых навыков,
дурагуй.
Балма дуулаха дурагуй.
умения выразить отношение к действию нравится/ не нравиться
Тиихэ.
Панда, ши хатарха дуратай Развитие лексических и речевых навыков,
гуш?
умения представить и познакомить
собеседников, узнать, чем любит/ не любит
заниматься собеседник.
Бууза, бообо, Ьонгино. Панда, энэ бууза эди.
Развитие лексических и речевых навыков,
амтатай
Бууза амтатай гу?
умения узнать мнение собеседника
Шубуун. хэрмэн, эндэ, Эндэ хэн байдаг бэ? Эндэ
Совершенствование лексических и речевых
байха
хэрмэн байдаг.
навыков, умения узнать информацию,
используя специальный вопрос.
Мур, мэдэхэ
Энэ хэнэй мур бэ? Энэ
Совершенствование лексико-грамматических и
хэрмэнэй мур.
речевых навыков, умения узнать информацию,
используя специальный вопрос.
Вся лексика

Все модели

Развитие лексических и речевых навыков,
умения представить и познакомить
собеседников, узнать, чем любит/ не любит
заниматься собеседник

Рабочая тетрадь с.66
Игра «Что
изменилось?»

Рабочая тетрадь с.68
Рабочая тетрадь с.66
Рабочая тетрадь с.70
(66)
Игра «Что
изменилось?»

Темэ: «Улаан малгайхан»
Интеграция тем: Я - человек; Моя С емья; Мой город; Счет; Цвета; Одежда
№ Тема
Лексика
Речевая модель
Цели и задачи
1 Учебное:
Ерэхэ, ошохо,
Улаан малгайхан, ерыш
Формирование лексических и речевых
занятие 1
абаашаха, наашаа,
даа наашаа.
навыков, умения выразить просьбу.
саашаа.
2 Учебное:
Хайшаа, тиишээ,
-Ши хаашаа ошонобши?
Развитие лексических и речевых навыков,
занятие 2
иишээ, дутэ, холо
-Тиишээ.
умения узнать, куда направляется собеседник.
3 Учебное:
Тоодэй, бэе.
-Бэетнай Байн гу?
Развитие лексических и речевых навыков,
занятие 3
-Байн даа, тайн.
умения вести этикетный диалог при встрече с
пожилым человеком.
4 Учебное:
Шэхэн, июдэн, хамар, -Тоодэй, юундэ танай
Развитие лексических и речевых навыков,
занятие 4
шудэн.
шэхэн иимэ томо гээшэб?
умения узнать информацию, используя
-hайнаар дуулахын тулоо. специальный вопрос.
5 Учебное:
Баяр хургэхэ, дахан.
Эжыдээ баярые хургеерэй! Совершенствование лексико- грамматических
занятие 5
Дахин эжытэеэ ерээрэй.
и речевых навыков, умения высказать
собеседнику напутствие.
6 Учебное:
Вся пройденная
Все модели
Развитие лексических и речевых навыков,
занятие 6
лексика
умения узнать информацию, используя
специальный вопрос
7 Внеучебное
Вся пройденная
Все модели
Совершенствование лексико- грамматических
занятие
лексика
и речевых навыков, умения высказать
собеседнику напутствие.
8 Внеучебное
Вся пройденная
Все модели
Совершенствование лексико- грамматических
занятие
лексика
и речевых навыков, умения высказать
собеседнику' напутствие.
9 Повторение
Вся пройденная
Все модели
Повторение пройденного материала.
пройденного
лексика
Совершенствование лексических навыков,
материала
умения говорения

Средство

Рабочая тетрадь с. 74

Рабочая тетрадь» с. 75

Рабочая тетрадь с.73
Игра «Найди лишнее
слово»
Игра «Юундэ танай ...
иимэ томо гээшэб?»
Физические
упражнения
Игра
инсценирование

ЛИТЕРАТУРА:
1.
Гунжитова Г-Х. Ц., Дареева О.А., Шожоева Б.Д. «Амар мэндээ!» начальный курс бурятского языка для детей
старшего дошкольного возраста: книга для учителя и родителей. — Улан-Удэ: ГБУ гЦ«Бэлиг», 2014. -32 стр.
2.
Гразин Т.И., Тимощук Л.Е. «Развитие речи детей 4-5 лет». - М. Просвещение, 2004
3.
Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика». - М. AKADEMI, 2001.
4.
Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма». - М.: ВАКО, 2005.
5.
Чимбеева З.Д. «К вопросу ориентации на мотивацию овладения бурятским языком». - Современные проблемы
филологии. - с.197 – 199


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».