04.02.2024
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Сосново-Озерский детский сад» «Золотой ключик»
Проект «Водоёмы нашего Еравнинского района»
(подготовительная группа)
Автор проекта: воспитатель
Доржиева Нина Намдыковна
2021г.
Как много может сделать человек.
Когда он сердцем обращен к Отчизне.
И для себя не представляет жизни.
Без русских нив и величавых рек…
А.Татьяничева
Введение. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление социального опыта жизни в своём посёлке, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
Сегодня, в условиях динамично-развивающейся экономики, бездушного использования человеком природной красоты и водных ресурсов, вопросы благополучия приобретают особое значение в современном обществе. Вода – это живительная сила, чудо природы, источник жизни и благосостояние всего окружающего мира, красота созерцания и благоухания, проникновения души человека.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющий свою специфику на каждом возрастном этапе. Приобретенные знания в дальнейшем преобразовываются в прочные убеждения, понятия. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее жизни и развитию, как зло и пагубность. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.К.Каменским.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять заботу, умение и желание активно облагораживать окружающую среду, любить её. «Мы стремимся к тому» - писал В.А.Сухомлинский, - чтобы ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее и понятнее от того, что к ней приложил заботу он, сам ребенок».
Развитие интереса к родному краю, его природной истории и достопримечательностям – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть, которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественно-эстетическими средствами системы духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине. Ребенок на данном этапе способен актуализировать значимость водной среды, глубинных даров родной природы для жизни всего живого в окружающем мире. Интерес к родному краю, его природным достопримечательностям не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него.
Работа с детьми в данном направлении позволяет искать новые подходы для развития интеллектуально-познавательного компонента компетентности (знаний) воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы пропагандируют педагогам необходимость выбирать передовые и эффективные методы и средства обучения, развития и воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является познавательно-исследовательская деятельность. Всё чаще в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогического опыта встречаются упоминания о проектной деятельности детей дошкольного возраста. Внедрение метода проекта в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной).
Достоинство метода проектов заключается в том, что он помогает раскрывать перед детьми реальные широты о различных сторонах родной природы, о природных объектах, о взаимоотношениях с другими соседними объектами и со средой обитания. Даёт каждому ребёнку возможность реализовывать свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. В процессе познавательной деятельности идет процесс обогащения памяти воспитанников, активизируются мыслительные операции, выстраиваются линии необходимых понятий об увиденном. Дети могут самостоятельно формулировать обнаруженные природные красоты, а также нарушения флоры и фауны, ведущим к пагубным последствиям животного и растительного мира. Все выводы стимулируют развитие диалогической и монологической стороны речи, активизируют словотворчество, реализуются детские интересы и потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности самостоятельно. Воспитатель, родители воспитанников, специалисты ДО имеют равное с детьми право участвовать, вносить идеи в проект, касающиеся данной тематики. Такое направление соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и способствует реализации регионального компонента образовательной программы дошкольного образования и воспитания ДОУ.
Углубленная работа с детьми по формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своему краю способствовало разработке педагогического проекта «Что мы знаем о водоемах нашего поселка». Проект посвящен изучению исторического водного ресурса и достопримечательности родной местности в данный период жизни. Как можно использовать природные глубины в культурной жизни поселка и односельчан, какую популярность имеют родные места у любителей экологического туризма и отдыха. Просвещение родителей воспитанников в данном аспекте. Совместная деятельность поможет мобилизовать взрослое население к ценному отношению к природе, её объектам, природоохранным мероприятиям.
Проблема
Проблема заключается в том, что на современном этапе родители не придают должного внимания на значимость природных ценностей, красоту окружающей действительности в повседневной жизни. Тем самым обедняя детские представления о необходимости ценить богатства недр земли, проявлять заботу о культурном наследии посёлка, беречь природную культуру и приобщаться к социальной жизни общества, позволить благополучие природной ауры, безгранично чувствовать своеобразный водный мир. Дошкольники – люди деятельные, любознательные и пытливые. Целенаправленное ознакомление с природной, народной красотой окружающего мира - одна из частей формирования духовно – нравственного отношения и чувства гордости за свой Смоленский край. Расширить круг представлений о разнообразии водного окружения, вовлечь ребенка в доступные оптимальные действия по сохранению природных ценностей. Значит, приобщать детей к созидательным и творческим действиям, научив их различать, что красит природные объекты, а что пагубно действует на их жизнь и процветание. Значимая для воспитанников проблема на решение, которого направлена работа проекта, как не мешать природной жизни и действовать во благо фауны и флоры.
Недостаток знаний и ответственности за природное наследие выявлен при индивидуальных контактах родителей и детей в форме беседы.
Гипотеза:
Если дети соприкасаются с жизнью водоёмов с опорой на наглядность, эмоционально-эстетическое отношение к природному объекту, они осваивают разные практические виды действий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Данное направление по ознакомлению дошкольников с историей природных объектов в разные исторические эпохи, будет способствовать формированию духовно- нравственной культуры и чувства гордости, сопричастности к своему родному поселку, к своей малой Родине.
Тип проекта: педагогический «Водоемы нашего района»
Цель. Расширить и обогатить интерес детей о водных ресурсах, как важнейшего источника жизни. Систематизировать знания о родном крае, приобщать к истории и культуре родного посёлка.
Задачи для детей.
1.Создать фундамент для формирования нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине.
2. Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном посёлке.
3. Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
4.Уточнить и расширить представления детей о живописности водоема, как среде обитания всего живого мира.
5. Развивать эстетическое восприятие – учить детей видеть красоту природного водоема, вода блестит на солнце, по берегам растут и цветут травы, цветы и деревья.
6.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Родины.
Задачи для родителей:
1. Включение родительской общественности в организацию выставки детско-родительских работ «Водоемы Еравны»
2. Обобщение результатов семейных проектов на родительском собрании, - ведение фоторепортажа с детьми.
3.Популирезация созидательных действий взрослого населения в направлении сохранить природное наследие в естественном состоянии.
Участники проекта:
· Дети подготовительной группы 6-7лет
· Родители и другие члены семьи
· Педагоги
Вид проекта: интегрированный, групповой, длительный
Формы и методы работы с детьми
- Беседы, экскурсии, занятия
- Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности
- Выставка творческих работ детей
-Дидактические игры
Формы и методы работы с детьми
- Беседы, экскурсии, занятия
- Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности
- Выставка творческих работ детей
-Дидактические игры
Обеспечение проекта
- Дидактические игры
- Исторические документы, фотографии
- Семейные проекты (плакаты)
- Методическая, краеведческая, художественная литература
- Наборы открыток
- Карты, иллюстрированный материал по данной теме
Предполагаемый результат
-в ходе познавательно-исследовательской деятельности дети смогут выявить цветовую гамму природы
- эстетическое восприятие ценности красоты водной глади, пейзажа растительного мира побережья водных просторов
- ответственное отношение к природе и её объектам в соответствии с законами, природными ритмами и циклами
- активное участие, деловое общение и поддержка родителями детей в реализации аспектов проекта
- разработка детьми кодекса правил поведения на водоеме
- создание мини-архива «Исторические данные о водоемах Еравнинского района»
Интеграция
· социально-коммуникативная деятельность;
· познавательно-исследовательская
· речевая
· художественно-эстетическая
· двигательная
При выстраивании педагогического процесса в рамках данного проекта положены следующие принципы:
· Принцип доступности и посильности. Содержание проекта строится от простого к сложному, ориентируясь на детские интересы и мотивационную сферу воспитанников.
· Принцип интеграции. Проект построен с учетом интеграции общей программы, её направлений и всех видов детской деятельности. Реализуется в содружестве с семьёй и социума.
· Эстетический. Использование произведений художественной литературы и исскуства, фольклора, устного творчества, поэзии.
· Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
· Принцип научности. Предлагаемый детям материал отвечает современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. Те элементарные познания об окружающем мире, которые получают дети, не должны отвергаться впоследствии, а лишь только расширяться и обогащаться.
· Принцип гуманизации. Гуманное отношение к личности воспитанников, умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать детские чувства и эмоции. В работе ребёнок полноправный партнёр.
· Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом возраста, индивидуальных особенностей, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта
Информационные ресурсы, природные объекты, карта наблюдаемого объекта
Срок реализации проекта: март 2020г.- май 2021г.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный: определение цели и задач проекта, создание фундамента для организации работы с составлением плана действий по накоплению опыта и знаний
2.Аналитический: определить возможные пути решения, Разработать схемы реализации проекта через разные виды деятельности , подбор инструментария для наблюдений, творчества
3.Исследовательский: рассматривание энциклопедии «Красная книга Смоленской области», изучение расположения водоёмов на карте местности, ознакомление с растительным и животным миром побережья водоема, исследование воды, взятой из водоёма (рассматривание, фильтрация)
4.Презентационный: выставка детско-родительских работ «Водоемы поселка», обобщение результатов семейных проектов на родительском собрании, ведение фоторепортажа с детьми.
5.Контрольный: обсуждение проектной деятельности на педагогическом совете ДОУ, мониторинг духовно-нравственного развития.
Особенности проекта
1.В ходе работы над проектом взрослые выступали, как непосредственные участники, субъекты деятельности вместе с детьми.
2.Проект предусматривает интеграцию задач образовательных областей
3.Проект рассматривался, как деятельность, позволяющая, развивать любознательность, активность, творчество детей, созерцание и восхищение природной красотой родного края.
Изучать новую информацию, выявлять практические варианты действий,
формировать познавательные коммуникативные компетенции, входящие в пределы образовательных областей программы.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Формы работы | Цель |
Подбор научно-методической и художественной литературы, определение направления, цели и задач. Обследование природных объектов для исследовательской и поисковой деятельности детей | Способствовать накоплению и обогащению собственного педагогического опыта. Создание насыщенной поисковой сферы для детской познавательной деятельности. |
II этап – аналитический
|
III этап – исследовательский
Формы работы Знакомство с энциклопедией «Красная книга Еравны» Беседа с родителями «Что знаем о своей малой Родине?» Консультация «Приобщаем детей к истокам русской народной культуры» Памятки родителям «Воспитание маленького патриота» Рассматривание карты Еравнинского района «Озера родного края» Просмотр видеоматериала «Культура и красота природы родной Еравны» Экскурсия к водоему поселка «Жизнь и сообщество растительного и водного мира». Поисковая деятельность: «Сбор воды из водоема». Рассматривание и фильтрация водного состояния. Дидактические игры: «Найди такой же», «Дорисуй», «Полезно или вредно, «Угадай по описанию» Подвижные игры: «Ручеек», «Караси и щука», «Вода, земля, воздух». Народная игра «Цапки» Экскурсия на водоем «Водная гладь и ее природная красота» Трудовой десант. Природоохранная акция «Чистые плесы» | Цель |
Расширить и обобщить знания о редких растениях родного края, о необходимости бережного обращения с объектами природы в окружающем мире. Познакомить родителей с положением педагогического проекта по данной тематике. Сформировать интерес по созданию условий для его реализации. Обобщить накопленные знания и поддержать инициативу взрослых на решение задач по проблемной ситуации на данном этапе. Выявить детский уровень качеств, способностей ориентироваться по знаковой схеме. Формировать нравственное отношение и чувства гордости за свой край. Обогатить представления о значимости природных ценностей, достояния недр земли. Выявить в каком состоянии находится водная гладь (прозрачность, загрязнение) Развивать логику, наблюдательность, речевую активность. Способствовать развитию быстроты реакции, находчивости, ловкости, координации, ориентировании в пространстве. Учить видеть и чувствовать неповторимость красоты природного явления. Реализация практических действий для благополучного состояния прибрежной зоны озера (по инициативе детей) |
IV- презентационный
Формы работы
| Задачи |
Выставка детско-родительских работ «Водоемы Еравны». Обобщение результатов семейных проектов на презентации родительского собрания « Что мы знаем о Родном крае» Ведение фоторепортажа с мест поисковой детской деятельности. Оформление материала на стенде группы «Знай свой край»
| Вызвать у родителей ответственное отношение к природе и её объектам в соответствии с законами, природными ритмами и циклами. Активизировать деловое общение и поддержку родителей в реализации аспектов проекта с учетом детских понятий, знаний и опыта.
|
V этап – контрольный
Формы работы | Задачи |
Обсуждение поисковой и познавательно-исследовательской деятельности на педагогическом совете. Мониторинг уровня качеств и методические рекомендации.
| Оценка результатов внедрения проектной технологии, выявление динамики духовно-нравственного развития детей. Проследить результаты поисковой деятельности. |