проект " Озера Еравны"

04.02.2024

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Сосново-Озерский детский сад» «Золотой ключик»

               

Проект «Водоёмы нашего Еравнинского района»

(подготовительная группа)

 

 

 

 

 

                     

                                      Автор проекта: воспитатель

                                      Доржиева Нина Намдыковна

         

2021г.

Как много может сделать человек.

Когда он сердцем обращен к Отчизне.

И для себя не представляет жизни.

Без русских нив и величавых рек…

                                  А.Татьяничева
Введение. В дошкольном
 возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление социального опыта жизни в своём посёлке, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Сегодня, в условиях динамично-развивающейся экономики, бездушного использования человеком природной красоты и водных ресурсов, вопросы благополучия приобретают особое значение в современном обществе. Вода – это живительная сила, чудо природы, источник жизни и благосостояние всего окружающего мира, красота созерцания и благоухания, проникновения души человека.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющий свою специфику на каждом возрастном этапе. Приобретенные знания в дальнейшем преобразовываются в прочные убеждения, понятия. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее жизни и развитию, как зло и  пагубность. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.К.Каменским. 
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять заботу, умение и желание активно облагораживать окружающую среду, любить её. «Мы стремимся к тому» - писал В.А.Сухомлинский, - чтобы ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее и понятнее от того, что к ней приложил заботу он, сам ребенок». 
Развитие интереса к родному краю, его природной истории и достопримечательностям – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть, которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественно-эстетическими средствами системы духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине. Ребенок на данном этапе способен актуализировать значимость водной среды, глубинных даров родной природы для жизни всего живого в окружающем мире. Интерес к родному краю, его природным достопримечательностям не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него.

Работа с детьми в данном направлении позволяет искать новые подходы для развития интеллектуально-познавательного компонента компетентности (знаний) воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса  во  все его сферы пропагандируют педагогам необходимость выбирать передовые и эффективные методы и средства обучения, развития и воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является познавательно-исследовательская деятельность. Всё чаще в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогического опыта встречаются упоминания о проектной деятельности детей дошкольного возраста. Внедрение метода проекта в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной).

Достоинство метода проектов заключается в том, что он помогает раскрывать перед детьми реальные широты о различных сторонах родной природы, о природных объектах, о взаимоотношениях с другими соседними объектами и со средой обитания. Даёт каждому ребёнку возможность реализовывать свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. В процессе познавательной деятельности идет процесс обогащения памяти воспитанников, активизируются мыслительные операции, выстраиваются линии необходимых понятий об увиденном. Дети могут самостоятельно формулировать обнаруженные природные красоты, а также нарушения флоры и фауны, ведущим к пагубным последствиям животного и растительного мира. Все выводы стимулируют развитие диалогической и монологической стороны речи, активизируют словотворчество, реализуются детские интересы и потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности самостоятельно. Воспитатель, родители воспитанников, специалисты ДО имеют равное с детьми право участвовать, вносить идеи в проект, касающиеся данной тематики. Такое направление  соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и способствует реализации регионального компонента образовательной программы дошкольного образования и воспитания ДОУ.

Углубленная работа с детьми по формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своему краю способствовало разработке педагогического проекта «Что мы знаем о водоемах нашего поселка». Проект посвящен изучению исторического водного ресурса и достопримечательности родной местности в данный период жизни. Как  можно использовать природные глубины в культурной жизни поселка и односельчан, какую популярность имеют родные места у любителей экологического туризма и отдыха.  Просвещение родителей воспитанников в данном аспекте. Совместная деятельность поможет мобилизовать взрослое население к ценному отношению к природе, её объектам, природоохранным мероприятиям.

 

 

 

Проблема

Проблема заключается в том, что на современном этапе родители не придают должного внимания на значимость природных ценностей, красоту окружающей действительности в  повседневной жизни. Тем самым обедняя детские представления о необходимости ценить богатства недр земли, проявлять заботу о культурном наследии посёлка, беречь  природную культуру и приобщаться к социальной жизни общества, позволить благополучие природной ауры, безгранично чувствовать своеобразный водный мир. Дошкольники – люди деятельные, любознательные и пытливые. Целенаправленное ознакомление  с природной, народной красотой окружающего мира -  одна из частей формирования  духовно – нравственного отношения и чувства гордости за свой Смоленский край. Расширить круг представлений о разнообразии водного окружения, вовлечь ребенка в доступные оптимальные действия по сохранению природных ценностей. Значит, приобщать детей к созидательным и творческим действиям, научив их различать, что красит природные объекты, а что пагубно действует на их жизнь и процветание. Значимая для воспитанников проблема на решение, которого направлена работа проекта, как не мешать природной жизни и действовать во благо фауны и флоры.

Недостаток знаний и ответственности за природное наследие выявлен при индивидуальных контактах родителей  и детей в форме беседы.

Гипотеза:

Если дети соприкасаются с жизнью водоёмов с опорой на наглядность, эмоционально-эстетическое отношение к природному объекту, они осваивают разные практические виды действий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Данное направление по ознакомлению дошкольников с историей природных объектов в разные исторические эпохи, будет способствовать формированию духовно- нравственной культуры  и чувства гордости, сопричастности к своему родному поселку, к своей малой Родине.

Тип проекта: педагогический  «Водоемы нашего района»

Цель. Расширить и обогатить интерес детей о водных ресурсах, как важнейшего источника жизни. Систематизировать знания о родном крае, приобщать к истории и культуре родного посёлка.

Задачи для детей.

1.Создать фундамент для формирования нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине.

2. Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном посёлке.

3. Стимулировать поисковую деятельность  в процессе сбора информации по теме.

4.Уточнить и расширить представления детей о живописности водоема, как среде обитания всего живого мира.

5. Развивать эстетическое восприятие – учить детей видеть красоту природного водоема, вода блестит на солнце, по берегам растут и цветут травы, цветы и деревья.

6.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Родины.

Задачи для родителей:

1. Включение родительской общественности в организацию выставки детско-родительских работ «Водоемы Еравны»

2. Обобщение результатов семейных проектов на родительском собрании, - ведение фоторепортажа с детьми.

3.Популирезация созидательных действий взрослого населения в направлении сохранить природное наследие в естественном состоянии. 

Участники проекта:

·        Дети  подготовительной группы 6-7лет

·        Родители и другие члены семьи

·        Педагоги

Вид проекта: интегрированный, групповой, длительный

Формы и методы работы с детьми

- Беседы, экскурсии, занятия

- Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности

- Выставка творческих работ детей

-Дидактические игры

Формы и методы работы с детьми

- Беседы, экскурсии, занятия

- Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности

- Выставка творческих работ детей

-Дидактические игры

Обеспечение проекта

- Дидактические игры

- Исторические документы, фотографии

- Семейные проекты (плакаты)

- Методическая, краеведческая, художественная литература

- Наборы открыток

- Карты, иллюстрированный материал по данной теме

 

Предполагаемый результат

-в ходе познавательно-исследовательской деятельности дети смогут выявить цветовую гамму природы

- эстетическое восприятие ценности красоты водной глади, пейзажа  растительного мира побережья водных просторов

- ответственное отношение к природе и её объектам в соответствии с законами, природными ритмами и циклами

- активное участие, деловое общение и поддержка родителями детей в реализации аспектов проекта

- разработка детьми кодекса правил поведения на водоеме

- создание мини-архива «Исторические данные о водоемах Еравнинского района»

Интеграция

·        социально-коммуникативная деятельность;

·        познавательно-исследовательская

·        речевая

·        художественно-эстетическая

·        двигательная

 

При выстраивании педагогического процесса в рамках данного проекта положены следующие принципы:

·        Принцип доступности и посильности. Содержание проекта строится от простого к сложному, ориентируясь на детские интересы и мотивационную сферу воспитанников.

·        Принцип интеграции. Проект построен с учетом интеграции общей программы, её направлений и всех видов детской деятельности. Реализуется в содружестве с семьёй и социума.

·        Эстетический. Использование произведений художественной литературы и исскуства, фольклора, устного творчества, поэзии.

·        Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

·        Принцип научности. Предлагаемый детям материал отвечает современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. Те элементарные познания об окружающем мире, которые получают дети, не должны отвергаться впоследствии, а лишь только расширяться и обогащаться. Хочу такой сайт

·        Принцип гуманизации. Гуманное отношение к личности воспитанников, умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать детские чувства и эмоции. В работе ребёнок полноправный партнёр. Хочу такой сайт

·        Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом возраста, индивидуальных особенностей, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. 

 

Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта

Информационные ресурсы, природные объекты, карта наблюдаемого объекта

 

Срок реализации проекта: март 2020г.- май 2021г.

 

Этапы работы над проектом:

 

1.Подготовительный: определение цели и задач проекта, создание фундамента для организации работы с составлением плана действий по накоплению опыта  и знаний

 

2.Аналитический: определить возможные пути решения, Разработать схемы реализации проекта через разные виды деятельности , подбор инструментария для наблюдений, творчества

 

3.Исследовательский:  рассматривание энциклопедии «Красная книга Смоленской области», изучение расположения водоёмов на карте местности, ознакомление с растительным и животным миром  побережья водоема, исследование воды, взятой из водоёма (рассматривание, фильтрация)

 

4.Презентационный: выставка детско-родительских работ «Водоемы поселка», обобщение результатов семейных проектов на родительском собрании, ведение фоторепортажа с детьми.

 

5.Контрольный: обсуждение проектной деятельности на педагогическом совете ДОУ, мониторинг духовно-нравственного развития.

 

 Особенности проекта

1.В ходе работы над проектом взрослые выступали, как непосредственные участники, субъекты деятельности вместе с детьми. 
2.Проект предусматривает интеграцию задач образовательных областей 
3.Проект рассматривался, как деятельность, позволяющая, развивать любознательность, активность, творчество детей, созерцание и восхищение природной красотой родного края.
Изучать новую информацию, выявлять практические варианты действий, 
формировать познавательные коммуникативные компетенции, входящие в пределы образовательных областей программы. 

Этапы реализации проекта

 

I этап – подготовительный

 

Формы работы

Цель

 

Подбор научно-методической и художественной литературы, определение направления, цели и задач. Обследование природных объектов для исследовательской и  поисковой деятельности детей

 

Способствовать накоплению и обогащению собственного педагогического опыта. Создание насыщенной поисковой сферы для детской познавательной деятельности.

 

II этап – аналитический

 

Формы работы

Цель

 

Разработка конспекта

игры – путешествия «А что мы знаем о своем крае».

Подбор художественных произведений:

 

Чтение народных пословиц, примет, прибауток, считалок..

 

Экскурсия в краеведческий музей им. Сампилова»

 

Подготовка и презентация видеоматериала «Природа нашего края» 

 

Изготовление игрового пособия для дидактических игр «Цветы и растения луга», «Птицы и животные нашего леса», «Рыбы водоемов».

 
 

Способствовать решению поставленных задач проекта по познавательно  исследовательской и поисковой деятельности детей

           

Пополнить детские представления о народном устном творчестве, о красотах природного наследия родного поселка.

             

Активизировать детскую поисковую деятельность в играх и совместном сотворчестве по организации трудовых действий.

   

 

III этап – исследовательский

 

Формы работы

Знакомство с энциклопедией «Красная книга Еравны»

     

Беседа с родителями «Что знаем о своей малой Родине?»

 

Консультация «Приобщаем детей к истокам русской народной культуры»

 

Памятки родителям «Воспитание маленького патриота»

 

Рассматривание карты Еравнинского района «Озера родного края»

   

Просмотр видеоматериала «Культура и красота природы родной Еравны»

 

Экскурсия к водоему поселка «Жизнь и сообщество растительного и водного мира».

Поисковая деятельность: «Сбор воды из водоема». Рассматривание и фильтрация  водного состояния.

 

Дидактические игры: «Найди такой же», «Дорисуй», «Полезно или вредно, «Угадай по описанию»

 

Подвижные игры: «Ручеек», «Караси и щука», «Вода, земля, воздух». Народная игра «Цапки»

 

Экскурсия на водоем «Водная гладь и ее природная красота»

   

Трудовой десант. Природоохранная акция «Чистые плесы»

             

Цель

Расширить и обобщить знания о редких растениях родного края, о необходимости бережного обращения с объектами природы в окружающем мире.

 

Познакомить родителей с положением педагогического проекта по данной тематике. Сформировать интерес по созданию условий для его реализации. Обобщить накопленные знания  и поддержать инициативу взрослых на  решение задач по проблемной ситуации на данном этапе.

 

Выявить детский уровень качеств, способностей ориентироваться  по знаковой схеме.

Формировать нравственное отношение и чувства гордости за свой край. Обогатить представления о значимости природных ценностей, достояния недр земли.

Выявить в каком состоянии находится водная гладь (прозрачность, загрязнение)

     

Развивать логику, наблюдательность,  речевую активность.

 

Способствовать развитию быстроты реакции, находчивости, ловкости, координации, ориентировании в пространстве.

 

Учить видеть и чувствовать неповторимость красоты природного явления.

 

Реализация практических действий  для благополучного состояния  прибрежной зоны озера (по инициативе детей)

 

IV- презентационный

 

Формы работы

 

Задачи

Выставка детско-родительских работ «Водоемы Еравны».

 

Обобщение результатов семейных проектов на презентации родительского собрания « Что мы знаем о Родном крае»

 

Ведение фоторепортажа с мест поисковой детской деятельности. Оформление  материала на стенде группы «Знай свой край»

 

Вызвать у родителей ответственное отношение к природе и её объектам в соответствии с законами, природными ритмами и циклами.

Активизировать деловое общение и поддержку родителей в реализации аспектов проекта с учетом детских понятий, знаний и опыта.

 

 

V этап – контрольный

Формы работы

Задачи

Обсуждение поисковой и познавательно-исследовательской деятельности на педагогическом совете. Мониторинг уровня качеств и методические рекомендации.

 

Оценка результатов внедрения проектной технологии, выявление динамики духовно-нравственного развития детей. Проследить результаты поисковой деятельности.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».