04.02.2024
Проект на тему: «Мой край родной»
Детского сада «Золотой ключик»
воспитателя
Душакова Ольга Юрьевна
2022 год
Содержание.
1. Актуальность выбранной темы …………………………………
2. Цели и задачи проекта…………………………………………….
3. Участники проекта. Сроки реализации проекта……………….
4. Этапы реализации проекта………………………………………
5. Перспективное планирование ……………………………………
6. Предполагаемые результаты и оценка результатов проекта. ..
7. Приложения ………………………………………………………
8. Список литературы……………………………………………….
«Я люблю тебя, мой край родной,
Ты мне дорог, будто мамина улыбка,
Говорят с суровой ты душой,
Да- с душой, суровость же- ошибка».
Н.И.Новиков
Актуальность проекта
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Актуальность программы определяется стремлением расширить знания детей о природе, истории, культуре нашей малой Родины.
Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.
Цель: - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре.
В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи.
Задачи:
- развивать бережное отношение к селу и его природе, к достопримечательностям и культурным ценностям;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- воспитывать чувство гордости за своих земляков;
- повысить компетентность родителей по воспитанию у детей чувства гордости и любви к родному краю.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта
«Мой край родной» - проект по краеведению
Вид проекта
Познавательный, творческий.
Участники
Дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, социум.
Сроки реализации
краткосрочный
Педагогические принципы
регионализации;
непрерывности;
доступности;
целостности;
системности;
преемственности;
культурообразности;
стимулирование детской деятельности.
Ожидаемые результаты. Проект призван помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь. Реализация данного проекта позволит:
-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Отличительная особенность данного проекта состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки по селу;
• экскурсии с различной тематикой о села;
• развлечения;
• тематические выставки;
• встречи с участниками исторических событий;
• работа в музее Сампилова.
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Работа по данной теме особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Работая над этой темой, мной была составлена модель системы работы по краеведению, выделены блоки работы по патриотическому воспитанию, включающие серии конспектов-занятий, консультации для педагогов и родителей.
Индукционная модель системы работы по краеведению:
Семья → Родное село→ Родной край
Блоки работы по воспитанию патриотизма:
1.Семья
Программное содержание:
Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.
2.Родное село
Программное содержание: Закрепить и расширить знания дошкольников о селе, его расположении на карте.
Познакомить с традициями и праздниками, показать его социальную значимость в развитии страны.
3.Родной край
Программное содержание: Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях и памятных мест села Сосново-Озерское. Познакомить детей с основными видами полезных ископаемых Еравнинского района. Расширить представления детей о растениях и животных нашего края.
Прогнозируемый результат 1 этапа.
Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.
Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление текстов бесед и электронных презентаций
II этап - основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
3. Совместные мероприятия с детьми разного возраста.
4. Экскурсии по селу.
5. Пополнение развивающей среды.
6. Выставки детских работ, семейных коллекций.
Формируется методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям, тематических бесед; пешеходных экскурсий по селу; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т.д.
Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
• игровой;
• музейной педагогики;
• домашнего кинотеатра;
• информационно-познавательной с использованием ИКТ.
III этап - итоговый, включает в себя:
1. Итоговое диагностирование детей
2. Повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу проекта.
Перспективное планирование.
Сентябрь
-Рисование: «Мой дом».
- игра: «Назови деревья, нашей местности»;
-консультация «Главные условия воспитания детей в семье» - работа с родителями;
- игра - путешествие «Птицы и животные родного края».
Октябрь
- Экскурсия по памятным местам села сосново-Озерское;
- оформление уголка в группе «Мой край»;
-«История и особенности бурятского национального костюма».
Ноябрь
-Рассказывание на тему: «Дом, в котором я живу»;
-экскурсия в музей Сампилова;
- «Я горжусь своим прапрадедушкой»- рассказ и просмотр семейного альбома (Семья Трофимова И.В.);
- экскурсия к русской берёзе.
Декабрь
- Тематические экскурсии: «Они сражались за Родину» (памятник ВОВ), « И здесь была война» (памятник погибшим в Гражданской войне) ;
-Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?» - работа с родителями;
- Создание альбома «Все профессии нужны, все профессии важны»;
- Пословицы и поговорки о семье «Вместе дружная семья» (совместные детско-родительские иллюстрации).
Февраль
- Фотовыставка «Наше село», «Улан-Удэ- столица нашей Бурятии»;
- встреча с тружениками села «Чудеса прялки и веретена», «Хлеб всему голова»;
- игра «Угадай и назови»;
- конструирование: «Мое село».
- консультация для родителей «Что можно рассказать ребенку о родном крае?».
Март
«Символика родного края»
- Беседы и рассматривание государственной символики родного края (Герб и флаг Еравнинского района, Республики Бурятия).
Прослушивание песни «Гимн Еравны»
- аппликация «Герб Еравны».
Апрель
«Что за край?»
- Путешествие в сказку Петра Ершова «Конек - Горбунок».
Дидактические игры:
- «Узнай, где я нахожусь?»;
- «Собери картинку»;
- «Что за улица?».
Май
« Еравна- богатый край»
- просмотр презентации «Земля Еравны»;
- кроссворд «Полезные ископаемые еравны, месторождение Озерный»;
- фотоколлаж на тему: «Мой родной край»;
Ожидаемый результат:
-знают историю родного края, его достопримечательности; -испытывают чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село;
- сформировано понятие «Моя малая Родина»;
- наличие стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края.
Вывод.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о селе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём селе, его замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.
Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также удается добиваться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), 17.10.13 г., № 1155.
3. Герасимова, О. Люби и знай свой край [Текст] / О.Герасимова // Дошкольное воспитание, 2014. - №8. – С.4-14.
4. Лихачев Д.С. Русская культура [Текст] / Д.С.Лихачев. - М.: Искусство, 2000. - 440 с
5. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,2010 – 96с.
7.Интернет ресурсы «Детский туризм».