13.10.2020
Что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: "Куда едут
машины?", "Где живут микробы?", "Почему зима?" или:
"Что такое развод?" Чаще всего это вопросы возникают, когда малыш
пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что
все, происходящее вокруг, не случайно.
Ребенок достигает возраста "почемучки", и у родителей
начинаются тяжелые времена. Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать
это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают
столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной или
юридической точек зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако малыш,
которому едва исполнилось четыре года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях.
Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами
ответ. Из длинной подробной лекции о микробах, двигателях и физиологии ребенок
сможет выделить два-три важных для него момента и связать их между собой. Но все
же не усложняйте свой ответ длинными техническими подробностями, которые
ребенок не сможет понять, поскольку еще слишком мал для этого...
Словесная дуэль.
"Почемучесть"
ребенка распространяется и на ситуации, которые изначально не должны были
вызывать долгого обсуждения. Например, во время завтрака вы говорите малышу,
чтобы он не трогал чайник. И слышите в ответ: "Почему?" Любопытно,
что в этот момент его меньше всего интересует чайник и горячая вода, просто так
он пытается понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз
разобраться в правильности запретов, а заодно и убедиться в компетентности
взрослого.
"Почему нельзя трогать провода? Почему надо ложиться спать? Почему
нельзя взять еще одну шоколадку? Почему надо идти к доктору?" - все эти
вопросы задаются не столько для того, чтобы выяснить причину запретов, сколько
с целью еще раз уточнить права взрослого и ребенка. За этими совершенно разными
вопросами стоит один общий, очень важный для ребенка вопрос: "Почему я
должен вас слушаться? Почему вы все время говорите мне, что нужно делать, а
чего делать нельзя?" Конечно, в ответ взрослый может показать силу и
власть старшего, ответив: "Ты должен, потому что я так сказал".
Однако такой ответ произведет впечатление один или два раза, а потом вам
придется подтверждать свою власть, наращивая силу голоса и увеличивая
количество сказанных слов. Гораздо лучше построить свой ответ так, чтобы малыш
понял, что провода нельзя трогать ни в коем случае, и это правило едино для
всех, что ночью спать надо всем (и взрослым и детям), чтобы быть здоровыми и
сильными.
Сверим наши планы...
Обычно на
смену бесконечной череды "почему?" приходят новые вопросы, которые
можно объединить в группу "А что если...". Причем чаще всего ответ
ребенок хорошо знает, потому что уже пробовал проверить, что будет, если...
Ребенок спрашивает себя и окружающих, что будет, если сделать что-нибудь не
так. Например, что скажет папа, увидев деловые бумаги разложенными по полу?
Малыш ждет возгласа "ай-ай-ай" или другого традиционного проявления
недовольства. Получив ожидаемую реакцию, малыш подтверждает правильность своих
предположений. "А если не убирать игрушки? Или поставить стул на стол и
сверху еще табуретку?" Ребенок сверяет свой вариант с вашим и убеждается в
правильности своих предположений, если ответы совпадают. Что, в свою очередь,
делает его более уверенным в собственной компетентности: "Я так и знал,
что все упадет!"