Парциальная программа О.С.Ушакова

Программа развития речи дошкольников
О.С.Ушаковой.
Программа развития речи детей дошкольного возраста в
детском саду О.С.Ушаковой разработана на основе
исследований, проведенных в лаборатории развития речи
Института дошкольного воспитания АПН (ныне —
Институт дошкольного образования и семейного
воспитания РАО). Результаты исследований позволили
обосновать систему работы по развитию речи детей
дошкольного возраста (от трех до семи лет).
Цель программы – творческое овладение ребенком
нормами и правилами родного языка, умение гибко их
применять в конкретных ситуациях, овладение основными
коммуникативными способностями.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой и
лексической культуры речи, формирование грамматического строя речи, ее связанности при
построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы
обучения. У каждой из перечисленных задач имеется целый круг проблем, которые надо решать
параллельно и своевременно.
В данной программе рассмотрение основных задач развития речи дошкольников начинается с
развития связной речи, так как эта задача аккумулировала в себе все стороны речи –
фонетическую, лексическую, грамматическую.
Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач,
которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип
преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической.
Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование
грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего
линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой
задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком

усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи
— это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над
смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.
Последовательное
осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному
языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее
развитие речевых умений и навыков.
Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой
речевой задачи на разных возрастных этапах.
Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания
детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это
времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между
взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на
занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с
художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные
знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных
лексических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях. И тогда
переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или
сказки становится естественным.
В предлагаемой программе раскрываются основные направления речевой работы с детьми
дошкольного возраста (от трех до семи лет), приводятся отдельные примеры и некоторые
методические приемы работы над разными сторонами речевого развития ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».