Программа развития речи дошкольников
О.С.Ушаковой.
Программа развития речи детей дошкольного возраста в
детском саду О.С.Ушаковой разработана на основе
исследований, проведенных в лаборатории развития речи
Института дошкольного воспитания АПН (ныне —
Институт дошкольного образования и семейного
воспитания РАО). Результаты исследований позволили
обосновать систему работы по развитию речи детей
дошкольного возраста (от трех до семи лет).
Цель программы – творческое овладение ребенком
нормами и правилами родного языка, умение гибко их
применять в конкретных ситуациях, овладение основными
коммуникативными способностями.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой и
лексической культуры речи, формирование грамматического строя речи, ее связанности при
построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы
обучения. У каждой из перечисленных задач имеется целый круг проблем, которые надо решать
параллельно и своевременно.
В данной программе рассмотрение основных задач развития речи дошкольников начинается с
развития связной речи, так как эта задача аккумулировала в себе все стороны речи –
фонетическую, лексическую, грамматическую.
Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач,
которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип
преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической.
Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование
грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего
линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой
задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком
усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи
— это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над
смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.
Последовательное
осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному
языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее
развитие речевых умений и навыков.
Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой
речевой задачи на разных возрастных этапах.
Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания
детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это
времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между
взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на
занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с
художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные
знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных
лексических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях. И тогда
переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или
сказки становится естественным.
В предлагаемой программе раскрываются основные направления речевой работы с детьми
дошкольного возраста (от трех до семи лет), приводятся отдельные примеры и некоторые
методические приемы работы над разными сторонами речевого развития ребенка.